Особое значение имела греческая община Одессы: в ней состояли богатые купцы, которые занимались крупными финансовыми операциями, прибыльным экспортом пшеницы. Одесса стала центром национально-просветительской и патриотической деятельности. В 1814 по инициативе Н. Скуфаса, Э. Ксантоса и А. Цакалова там было создано тайное греческое общество Филики этерия ("Дружеское общество"), подготовившее Греческую национально-освободительскую революцию, с 1820 ее руководителем был А. Ипсиланти.
 
Провозглашение независимого греческого государства сняло главную политическую причину греческой иммиграции в Россию. В последующие десятилетия - на протяжении 19 и 20 вв. происходило постепенное распадение греческих общин Северного Причерноморья. Греки в значительной степени подверглись естественной ассимиляции более многочисленными этносами - русскими и украинцами. В европейской части России и на Украине греки, особенно горожане, ныне по своей бытовой культуре, занятости во всех сферах производства и культуры в принципе не отличаются от русских, сохраняя четкое национальное самосознание.
 
Исключение составляют несколько сел в Бессарабии и компактная группа мариупольских греков (Украина). Их предки переселились на Крымский полуостров, возможно из Трапезундской империи, и до конца 18 века обитали там, концентрируясь на южном берегу и в окрестностях г. Бахчисарай - столицы Крымского ханства. Часть их, главным образом в горных селениях, говорила на диалектах греческого языка, горожане и греки из равнинных районов перешли на крымскотатарский. В 1799 по приказу Екатерины II из Крыма было выведено христианское население - греки, грузины, волохи. Греки были поселены в Приазовье между реками Волчья, Мокрые Ялы, Кальмиус и Азовским побережьем. При переселении из Крыма было основано 25 сел и г. Мариуполь (первоначально - Мариенполь) - административный центр греческой самоуправляющейся общины. Сначала языком общения между греками, говорившими на мариупольских диалектах (их насчитывается 5 групп), и татароязычными служил крымскотатарский язык, в течение 19 века языком общения стал русский. Ныне мариупольские греки получают образование и информацию на русском и украинском языках; мариупольские диалекты и крымскотатарский язык служат для внутрисемейного и внутригруппового общения, на них также развивается художественная литература.
 
До последней четверти 19 века мариупольски греки жили довольно замкнуто, занимались выращиванием пшеницы и других злаковых культур (на первых порах - овцеводством). С проведением железной дороги пшеница стала экспортным товаром, были построены металлургические и металлообрабатывающие заводы. В 1857 были упразднены органы греческого самоуправления, греческий суд, Мариуполь подчинен гражданскому управлению, в нем разрешено селится людям негреческой национальности. В конце 20 века бытовая культура мариупольских греков сильно урбанизирована. Основное занятие сельских жителей - высокомеханизированное производство зерновых (пшеница, кукуруза).
 
До середины 20 века сохранялся традиционный жилой дом - из саманного кирпича (позже - из обоженного) под двускатной крышей на стропилах, покрытой соломой (позже железом, ныне шифером), с трехраздельной планировкой. Характерны расположенные посередине теплые сени, где располагалась топка печи, под ее огромной вытяжной трубой - очаг для приготовления пищи, тело печи в жилой комнате. По другую сторону сеней - неотапливаемая парадная комната окнами на улицу. Со стороны двора вдоль южной стены с входной дверью под выступавшей стрехой крыши - галерея. С конца 19 - начала 20 вв. стали строить дома (ныне преобладающие) квадратные в плане, под четырехскатной крышей, многокомнатные со сложной нетрадиционной внутренней планировкой без галереи. Традиционный женский костюм близок к таковому в Греции: еще в середине 19 века женщины носили хлопчатобумажные туникообразные рубахи, длинные, кроенные в талию платья, шерстяные, богато орнаментированные фартуки. Головной убор замужних женщин - длинное легкое полотнище, облегающее лицо и шею, со множеством серебряных подвесок (перифтар, полифтар, пирифтарь, баш явлух и прочее), очнь близок уборам гречанок из метрополии. С конца 19 - начала 20 вв. постепенно перешли к городской одежде. Мужчины уже в 19 веке носили одежду из фабричных тканей: двубортные куртки, пиджаки, брюки, заправленные в мягкую обувь из одного куска сыромятной кожи (чарухи). Верхняя одежда - овчинные шубы, безрукавки, шапки. Характерен красный или синий мягкий широкий шерстяной пояс. Традиционный общественный праздник - панаир (от греческого панигирис) - первоначально престольный праздник и одновременно символ единения сельской общины, сопровождался коллективной трапезой (поедание жертвенного животного) и спортивными состязаниями (скачки, борьба), ныне это - праздник села.