«Мариуполь — портовый город Екатеринославской губернии, … главное занятие жителей составляет торговля», — такая характеристика города встречается во многих энциклопедических изданиях XIX века. Действительно, торговля имела важнейшее значение для экономики Мариуполя с самого начала его существования.

В 1778 году из 57 первых жителей города были 7 купцов. Во время переписи населения в 1782 году в городе учтены 3.992 человека, из которых 243 приписаны к купеческому сословию, то есть 6% населения. «Описание города Мариуполя», составленное в 1825 году, свидетельствует, что в городе в это время было 108 каменных торговых лавок и 12 лавок деревянных и из «земляного кирпича» (самана). Кроме того, действовали 2 трактира, 5 харчевен, 2 постоялых двора, 15 винных погребов для хранения товара. В «Описании…» говорится о том, что в городе «… торги бывают в воскресные и праздничные дни, ярмарков — две, апреля 23-го в день Великомученика Георгия и октября 1-го, в день Покрова Пресвятой Богородицы. На оные приезжают из разных ближайших городов, селений и других мест купцы, мещане, поселяне, производят торг … красными, простыми бакалейными и прочими товарами, пригоняют разного рода скот, привозят для постройки из Бахмутского и других уездов сосновый и дубовый лес и шерсть, яровой и озимый хлеб и все съестные продукты, кои в сем городе сбывают по сходным ценам. Купцы и мещане, живущие в городе Мариуполе, кроме тех вышеупомянутых товаров, в особенности … производят на значительные суммы торг соленою, красною и разною рыбою и пшеницею „арнауткою” — оная из Мариуполя отправляется на иностранных морских судах за границу в разные места…»

Расширение заграничной торговли привело к созданию в Мариуполе таможенной заставы (в 1799) и портового управления (в 1808). К началу XIX века относится поселение в городе первых иностранцев — греческих и итальянских купцов, позже появились купцы из балканских провинций Австро-Венгрии. Они скупали в Мариуполе и в окрестных селах зерно, грузили его на приходящие с балластом парусные суда и отправляли на родину. Иностранцы строили в городе жилые дома, а на пристани в устье Кальмиуса — амбары для хранения зерна. Жителями города они не считались. Только после принятия российского гражданства некоторые из них причислялись к купеческому сословию: это стало возможным в 40—50 годы XIX века. Тогда же в городе возникают первые иностранные торговые компании братьев Мимбелли и Деспота, Матвея Ковачевича и Александра Тринковича.

А вслед за ними выходят на международный рынок и мариупольские купцы Александр Хараджаев, Иван Чебаненко, Николай Лагофетов. Во многих селах Мариупольского и других уездов они создавали закупочно-ссыпные пункты, приобретали небольшие парусные суда, а позже — пароходы для перевозки зерна. Особенно преуспевающими купцами были Александр Хараджаев и его сын Давид, Исай Матецкий, Исидор Гофф, Соломон Самойлович.

Еще в XVIII веке российские купцы были разделены на гильдии в зависимости от размера объявленного капитала: 3-я гильдия — от 500 до 1.000 рублей, 2-я гильдия — от 1.000 до 10.000 рублей, 1-я гильдия — от 10.000 и более. В Мариуполе до середины XIX века были купцы 2-й и 3-й гильдий и только к началу 60-х годов появились купцы 1-й гильдии. В 1866 году, например, городские власти выдали (за деньги) торговых свидетельств 1-й гильдии — 6, 2-й гильдии — 127 и 3-й гильдии — 98. (В конце XIX века разделение на гильдии было отменено).

В середине XIX века Мариуполь в объемах международной торговли еще уступал таким портам как Таганрог, Ростов, Бердянск. Но пройдет еще немного времени, и в 1886—1889 годах на берегу Азовского моря рядом с Мариуполем будет построен первоклассный морской торговый порт, который займет среди южных портов России второе место, уступив лишь Одесскому порту.

Железная дорога, проведенная к Мариуполю в 1882 году, связала город со многими экономическими центрами России, а новый порт — с международными рынками и российскими портовыми городами.

В Мариуполе открыли свою деятельность торговые консулы и консульские агенты Австро-Венгрии, Бельгии, Великобритании, Германии, Греции, Испании, Италии, Франции. Но в порт приходили торговые суда и других европейских государств.

Получила дальнейшее развитие и городская торговля. Но купцы занимались не только торговыми операциями. Многие из них принимали активное участие в общественной жизни города, занимали ответственные посты в органах самоуправления.

В должности мариупольского городского головы в разные годы побывали купцы Иван Чебаненко, Илья Попов, Сафроний Караманов, Алексей Попов, Александр Хараджаев, Стефан Горбачев, Иван Попов. Многие купцы избирались в состав городской думы и уездного земского собрания.

Неизменная составляющая в жизни купечества — участие в благотворительной, попечительской деятельности. Купцы Исай Матецкий, Аврам Трегубов, Дмитрий Пиличев участвовали в работе Мариупольского отделения попечения о тюрьмах. Исидор Гофф и Исай Матецкий входили в состав Общества пособия бедным. Яков Сапальский, Абрам Гурович, Израиль Горелов, Григорий Рысс были членами правления Общества пособия бедным евреям.

Купцы делали значительные пожертвования городу, учебным и лечебным заведениям. Давид Хараджаев внес завещанные ему отцом 30 тысяч рублей на строительство городской больницы. Иван Найденов, выходец из крестьян, построил новое деревянное здание для начального училища на Слободке и подарил его городу. Стефан Горбачев открыл частную библиотеку.

Широко была распространена такая форма благотворительности как попечительство над учебными заведениями. Более 30 лет попечителем над Мариупольской мужской гимназией был Давид Хараджаев, Иван Найденов являлся попечителем начального училища на Слободке, Иван Гофф — женского училища, Николай Караманов — реального училища. Попечители оказывали финансовую помощь заведениям и учащимся из бедных семей. К попечителям причислялись и чиновники, которым за это присваивались классные чины и награды. За многолетнюю службу Давид Хараджаев прошел все ступени чиновничьей карьеры и в 1915г. стал действительным статским советником (генералом). Он был награжден орденами Владимира 4-й степени, Анны 2-й и 3-й степеней, Станислава 2-й степени. Иван Гофф удостоен серебряной шейной медали на Владимирской ленте.

Некоторые наследники мариупольских купцов учреждали стипендии для учащихся гимназий и городских училищ в память о своих родителях. Так была учреждена стипендия имени Екатерины и Ивана Чебаненко: в банк внесли 2.000 рублей, проценты от которых получали стипендиаты. Такая же стипендия была учреждена в память купца Таманова.

Значительный урон торговле и купечеству нанесли Первая мировая война, Октябрьская революция и гражданская война. Приостановилась международная торговля, разладилась торговля внутренняя, повысились цены, особенно на продукты. Многие купцы покинули страну, переведя заранее свои капиталы за границу. Но до сих пор история хранит в памяти имена тех людей, кто не только двигал вперед экономику, но и, чувствуя свою ответственность перед обществом, помогал бедным, развивал образование и медицину, понимая, что без этого нет будущего.

 

Рена Саенко, старший научный сотрудник Мариупольского краеведческого музея. Приазовский рабочий