Во время раскопок античного города Танаиса, расположенного в 30 километрах от Ростова-на-Дону, археологи наткнулись на захоронение - рядом с останками женщины лежали не только погребальные артефакты и украшения, но и меч. Тогда археологи вспомнили древнегреческий эпос о существовании на краю ойкумены воинственного племени, состоящего из женщин, великолепно владеющих не только луком, но и мечом. Указано было даже место обитания амазонок - территория между Понтом Эвксинским и Меотидой. Но если Понт Эвксинский - это ориентир понятный (так греки называли Черное море), то что же за страна - Меотида?

Археологический пазл
Одно из первых упоминаний о Меотиде можно найти у финикийских морских путешественников VII века до нашей эры - правда, только в качестве обозначения на картах местности, расположенной на юго-восточном побережье Азовского моря (которое, кстати, тогда было наречено Меотским озером). Современные этнографы и лингвисты полагают, что свое название территория получила от искаженного южноазиатского слова «мео» - «рыба». По крайней мере, такой трактовки -«рыбное место» - придерживался и древнегреческий географ Страбон, живший в I веке до нашей эры. К сожалению, оставив соответствующую отметку на карте, он не очень много написал о населении, проживавшем в этом регионе.
Поэтому ученым, исследующим историю Меотиды, чьи жители не оставили потомкам никаких литературных памятников, остается основывать свои предположения на рукописях других народов и археологических находках. По их мнению, меоты как самостоятельный этнос не существовали. Эта народность включала в себя представителей псессов, мосхи, синдов, зихов - всего более десятка племен, о которых до наших дней дошла весьма скудная информация, высеченная на каменных плитах. Например, авторы статьи в Большой советской энциклопедии считают, что основную часть меотов составляли адыги и ассимилировавшиеся ираноязычные племена. В пользу этой версии говорит свидетельство древнего историка Полиена: «Меотианка Тиргатаао вышла замуж за грека Гелатея, ставшего царем синдов, которые живут выше Боспора». Действительно, женское имя созвучно иранскому - Тиргутевия.
Как считают археологи, «изучение и анализ останков обнаруживают неоднородность населения Подонья и Приазовья, которое включало в себя не только несколько европеоидных морфологических типов, но и, вероятно, антропологические типы с монголоидной примесью». Но ясности в вопрос о Меотиде это все же добавляет не так уж много.

Между двумя мирами
Ученые вполне единодушны в описании внешности людей меотских племен: немного удлиненный череп и значительно выступающий нос. На основе косвенных данных, в частности артефактов, найденных во время раскопок, исследователи предположили, что меоты представляли собой довольно высокоразвитую цивилизацию. Судя по всему, общественный строй был близок к военной демократии. Большинство меотов были свободными общинниками в составе родоплеменной организации, жили они семьями, но подчинялись военной верхушке. Во главе племени стоял вождь. Основным занятием местных жителей было не только земледелие, но и скотоводство - природные условия, в частности теплый климат и обилие влаги, орошающей поля, позволяли разводить как мелких домашних животных, так и крупный рогатый скот. А близость «Меотского озера» помогала существенно пополнить рацион морской рыбой.
Скорее всего, меоты были анимистами - многочисленные фигурки из глины указывают, что в почете у них были боги, олицетворяющие силы природы. Но при этом у меотов существовали не только повелители конкретных природных явлений - дождя и грозы, солнца, света и огня, леса. Они воздавали должное и абстрактным понятиям из области этики и морали - были боги гостеприимства, честности и верности клятве. Кроме того, найденные обереги свидетельствуют о том, что существовали еще и «профессиональные» боги, охранявшие ремесленников. Ведь меоты были знакомы и с металлургией, и с производством керамических изделий, которые пользовались большим спросом у соседних оседлых и кочевых племен. Ну и, конечно же, был бог торговли, ведь древнее государство находилось на середине торгового пути из античного мира к скифо-сарматскому миру. Меоты являлись посредниками между купцами. О том, что своим богам меоты приносили жертвы, свидетельствуют обнаруженные святилища, выложенные из камня, и рисунки на керамической посуде. Судя по всему, обряды справляли жрецы, которые, так же как у скифов, войдя в состояние транса, пророчествовали о будущем.
Еще одна загадка состоит в том, что своих соотечественников меоты хоронили весьма странным способом. Умерших опускали в могилу почти вертикально в скрюченном состоянии, причем ноги и руки покойных часто связывали. Над могилами же возводили земляные курганы. При их раскопках были найдены погребальные артефакты - бусы из стекла и ракушек, посуда, зеркала, бронзовые украшения, наконечники копий и стрел, мечи, керамика. Ученые предполагают, что связывая конечности покойника, родственники освобождали его душу, которая обретала покой в загробном мире или вселялась в телесную оболочку другого человека. Но, судя по всему, так хоронили только простолюдинов. Важных сановников укладывали на дно большой могилы, на соломенную подстилку. По бокам вбивали деревянные колья, на которые натягивали рогожу. В путешествие на тот свет вместе с умершим отправлялись его слуги и одна из наложниц. Ученые установили приблизительную продолжительность жизни меотов - мужчины редко достигали возраста 35 лет, женщины жили на 5 лет дольше.

Семейные связи
Судя по всему, к I веку до нашей эры обстановка в приазовском регионе сложилась неспокойная - на территории, где жили меоты, стали появляться хорошо укрепленные поселки, больше напоминавшие крепости. Внутри, вдоль глинобитных стен, располагались жилища овальной формы и хозяйственные постройки. Да и захоронения, некогда заполненные домашней утварью, украшениями и фигурками богов, теперь стали пополняться боевыми мечами. Причем оружие клали не только в могилы представителей сильного пола, но и в женские курганы. Вот так родилась версия о том, что, вполне возможно, этнос меотов имел в своем составе амазонок или, по крайней мере, жил с ними в добрососедстве.
Название племени дев-воительниц, как известно, не имеет никакого отношения к Латинской Америке (наоборот - крупнейшая река этого континента была названа в честь амазонок). По одной из версий, слово «амазонка» происходит от древнеиранского выражения a masso, что переводится как «неприкосновенные для мужчин». Однако для продолжения рода воительницы несколько раз в год приглашали к себе мужчин из соседних племен - вполне возможно, что и от меотов. Родившихся мальчиков убивали, а девочек коллективно воспитывали в «детских садах». Впрочем, есть мнение, что младенцев мужского пола не убивали, а отдавали биологическим отцам.
Параллельно возникла еще одна версия, высказанная учеными, которые ставят под сомнение существование племени амазонок вообще. По их мнению, оружие в женские могильники клали для того, чтобы покойницы могли передать его ранее умершим мужьям, которые наверняка истрепали его в битвах во время новой жизни. Но, так или иначе, участие меотов в боевых действиях упоминается только один раз - в хрониках скифской войны III века.
Осталось загадкой и дальнейшее существование Меотиды. Если верить легендам, то Атлантида опустилась на дно океана. Но ведь суша, на территории которой существовала страна отцов амазонок, подобному катаклизму не подвергалась. Ученые осторожно предполагают, что цивилизация пала под нашествием скифских племен или, в крайнем случае, население просто и естественно растворилась в них.


Источник: http://mirchudes.net/